Появление первых русских придворных платьев относится к XVIII веку, но изначально они не имели утвержденного четкого описания, а периодически и вовсе исчезали из придворной повседневности.

Указы Екатерины II, регламентирующие внешний вид придворных, устанавливали лишь ткани, которые разрешалось использовать для платьев в то или иное время года в торжественные или иные дни, а также размер шитья и головного убора - они не должны были превышать 2 вершков (около 9 см.). Более подробное описание можно найти в источниках от сторонних наблюдателей. Например, в одном из номеров журнала «Магазин английских, французских и немецких мод» за 1791 год русские платья описывались следующим образом: «для балов в торжественные дни и для выездов в знатные и почтенные дома носят дамы: русские платья из объярей, двойных тафт и из разных как английских, так и французских материй, шитые шелками или каменьями, с юбками одинаковой материи или другого цвету; рукава бывают одинакового цвета с юбкою; пояса носят по корсету, шитые шелками или каменьями по приличию платья; на шее носят околки, или род косынок на вздержке или со складками из блонд или из кружева, на грудь надевают закладку или рубашечку из итальянского или из простого флеру…». 

После воцарения Павла I появляется второй вариант придворных платьев, которые впервые дамы надевают на коронацию нового императора. Согласно «Объявлению экспедиции церемониальных дел» декабря 1796 года, дамам предписывалось иметь робы (кринолины, вышедшие из моды после Французской революции) из черного бархата с таким же шлейфом и юбкой. Русские же платья в первые годы царствования Павла Петровича носят на больших придворных балах. В публикации 1799 г. И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновенных одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей» автор уделяет внимание русским придворным платьям: «Женщины придворные одеваются в так называемое русское платье, но оное весьма мало отвечает сему наименованию и есть паче утонченного европейского вкуса, ибо и сам вид оного больше на вид польского похож». Тем не менее, ряду придворных дам русское платье казалось не очень элегантным и удобным. В итоге под влиянием Анны Лопухиной, фаворитки императора, Павел Петрович повелевает перестать носить русские платья.

Вновь в придворную жизнь они возвращаются в царствование Александра I, вполне вероятно, под влиянием его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Упоминание о русских придворных платьях можно найти в дневнике статс-дамы Фосс, которая сопровождала прусскую королевскую чету в Петербург в 1809 году: «Утром пришла графиня Ливен с портным Ея Величества императрицы-матери. Он снял с меня мерку для Русского платья, которое государь желает мне подарить». Далее статс-дама отмечает, что на свадьбе Великой княжны Екатерины Павловны с принцем Ольденбургским все прусские придворные дамы в итоге присутствовали в русских платьях.
Но, тем не менее, русское платье в данный период времени еще не «укрепилось в своих правах». Согласно камер-фурьерским журналам царствования Александра I нередко на придворных торжествах и церемониях дамы присутствовали не в русских платьях, а в так называемых круглых (модный фасон платьев конца 18 столетия) со шлейфом.

Наконец, в царствование Николая I в 1834 году выходит указ, строго регламентирующий внешний вид придворных. Русское платье становится единственным и обязательным вариантом придворного костюма для дам. Указ Николая Павловича описывает все необходимые для соблюдения нюансы. Также вместе с указом вышло приложение, в котором впервые давалось официальное Высочайше утвержденное изображение русского придворного платья. В итоге принятые правила для придворных платьев не менялись вплоть до свержения монархии. Единственным, чего касались изменения, был фасон платья, который менялся, ориентируясь на современную моду. Однако ни ткани, ни цвета платьев, ни шитьё никаким изменениям не подвергались, поэтому Указ 1834 года можно рассмотреть подробнее, чтобы иметь четкое представление о том, кому какое придворное платье полагалось иметь, в том числе и в начале XX века.

Итак, согласно Указу от 27 февраля 1834 года «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору» женское придворное платье состояло из бархатного платья, имевшего разрез спереди книзу от талии, который открывал юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья, а также «вокруг и на переде юбки» предписывалось иметь шитье. В качестве головного убора придворным дамам и приезжающим ко двору замужним полагалось иметь «повойник или кокошник произвольного цвета, с белым вуалем», а девицам - «повязку произвольного цвета с вуалем».

Цвет платья и шитьё зависели от наличия конкретного придворного звания. Приезжающие ко двору дамы, не имеющие придворных званий, должны были иметь платье общего фасона, но любого цвета и с любым шитьем, но не совпадающим с шитьем на платьях придворных дам. Шитье на таких платьях поражает воображение своим разнообразием. Это могли быть и крупные бутоны роз, и виноградная лоза, и листья различной формы, и прочие интересные узоры. Дамы, приезжающие ко двору, стремились разнообразить свои похожие друг на друга костюмы и, пользуясь тем, что их наряды не столь строго регламентированы как наряды придворных дам, дополняли свои туалеты различными драгоценностями и мехами (естественно, в первую очередь имеются в виду дамы замужние, для девиц использование бриллиантов и иных драгоценных украшений считалось не вполне приличным).

Варианты платьев, приезжающих ко двору дам:

http://s2.uploads.ru/1nbLG.jpg

http://s5.uploads.ru/BrY9f.jpg

http://sh.uploads.ru/pmgJT.png
Баронесса Гревениц

http://s9.uploads.ru/uSHDo.jpg
Мария Александровна Капнист, по первому браку княгиня Волконская, урожд. Стенбок-Фермор

Платья придворных дам таким разнообразием не отличались, так как строго регламентировались и цвет и шитье. Последнее должно было быть у всех одинаковое и представлять собой рисунок в виде колосьев.

Шитье на платьях придворных дам:

http://s8.uploads.ru/UG8JT.jpg

http://sg.uploads.ru/OHGU7.jpg

Теперь обратимся к платьям дам с конкретными званиями:

1) Фрейлинам императрицы полагалось иметь верхнее бархатное платье пунцового цвета и белую юбку с шитьем золотым «одинаковым с шитьем парадных мундиров Придворных чинов».

http://sa.uploads.ru/r9hPW.jpg

http://sf.uploads.ru/BgNJ4.jpg
Фрейлина Е.А. Голицына

http://s8.uploads.ru/uqbsA.jpg
Фрейлина А.А. Танеева

http://sf.uploads.ru/8MfCB.jpg
Фрейлина З.Н. Юсупова

2) Придворные платья фрейлин Великих княгинь были точно такие же, как у фрейлин императрицы, но придворное шитье было серебряным.

http://s9.uploads.ru/0eJNO.jpg
Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей фрейлиной

3) Придворные платья фрейлин Великих княжон были светло-синего цвета с золотым шитьем.

4) Придворные платья статс-дам и камер-фрейлин были зеленого цвета с точно таким же золотым шитьем.

http://s5.uploads.ru/QlumM.jpg

http://s3.uploads.ru/iu13p.jpg
Княгиня М.М. Голицына

5) Наставницы Великих княжон должны были иметь платья темно-синего цвета с золотым шитьем.

6) Гофмейстерины имели платья малинового цвета с золотым шитьем

Августейшие дамы, как и придворные, появлялись на всех церемониях также в русских платьях из атласа, серебряной порчи или бархата различных цветов. Шитье на придворных платьях августейших дам не менее восхищает своим разнообразием и тонкой работой. Порой узор для платья выбирался не только с целью украсить туалет, но и имел какой-либо подтекст. Так, например, шитье на платье императрицы Александры Федоровны для коронации имело мотивы, взятые в древней ризнице Новоспасского Московского монастыря. Шлейф и рукава придворных платьев представительниц правящей династии часто украшались дорогими мехами или драгоценными камнями. Стоит заметить, что это очень утяжеляло наряд и делало его неудобным, из-за чего, например, Великая княгиня Ольга Александровна именовала свои придворные костюмы «императорскими доспехами».
     
Придворные платья августейших дам:

http://se.uploads.ru/IwXip.jpg
Придворное платье императрицы Марии Федоровны

http://s2.uploads.ru/Yu8eR.jpg
Придворное платье Великой княгини Ксении Александровны

http://s9.uploads.ru/6Z7yb.jpg
Придворные платья Великих княжон Ольги и Татьяны Николаевн

http://s3.uploads.ru/em2AP.jpg
Придворное платье императрицы Александры Федоровны

Стоит заметить, что придворные платья с шитьем тонкой работы вкупе с сиянием драгоценных камней производили незабываемое впечатление на тех, кто становился свидетелем придворных торжественных выходов и иных церемоний:
«Во главе длинной процессии шла Вдовствующая Императрица, миниатюрная, стройная и, в то же время поразительно величественная в своем белом атласном, отделанным серебряной парчой платье, с длинными шлейфом, отороченным таким пышным и темным соболем, что он казался почти что черным. Ее серебряная диадема сияла бриллиантами, тройное жемчужное ожерелье — дар покойного Императора Александра II — обвивало ее шею, платье было вышито бриллиантами и нити жемчуга спадали с ее плеч. Позади шла Великая Княгиня Мария Павловна, тоже вся в белом с серебром, две сестры Государя Великие Княгини Ксения и Ольга, Великая Княгиня Виктория Федоровна — в платьях василькового бархата, к которому подходило замечательное сапфировое ожерелье супруги Великого Князя Кирилла Владимировича, потом шли так называемые «черногорки» — Великие Княгини — Анастасия и Милица Николаевны, Великая Княгиня Елена Владимировна — принцесса греческая, в голубом платье с золотом, и молодая княжна Марина Петровна в светло-розовом бархатном платье.
Только теперь раздался шепот восхищения и зависти, смешанный с замечаниями удивления и критики. —  «Эти шлейфы, вероятно, очень тяжелые?» —  «Вы видели бриллианты вдовствующей императрицы?» — «А вы видели изумруды великой княгини Ксении? Поразительно!» — «Там был один величиной с кулак. А вы заметили сапфиры на Великой Княгине Виктории? Какие поразительные костюмы! Я бы хотела, чтобы и у нас при дворе носили бы нечто подобное. Если бы я вышла замуж за русского, я носила бы тоже такое платье. Как хороша была княжна Марина Петровна. Да, дочь Великого Князя Петра Николаевича. Приятно быть русской Великой Княгиней. Вы видели молодую графиню Гендрикову? Ее только что назначили фрейлиной. Это красное бархатное платье к ней поразительно идет!» ( «Крушение Великой империи» - воспоминания Мириэль Бьюкенен, дочери посла Великобритании в России, приехала в Санкт-Петербург вместе с семьей в 1910 году)

Несколько слов о том, где заказывали придворные платья. Всем дамам высшего света столицы было хорошо известно имя модельера Ольги Николаевны Бульбенковой (1835–1918). Она была создательницей мастерской, которая и специализировалась на пошиве русских придворных платьев. Поставщиком Высочайшего двора она стала еще в царствование Александра II. Ее мастерская с 1880-х гг. находилась по адресу: Миллионная ул., д. Черткова, № 25–27, кв. 13. Шитье для придворных платьев выполнялось в мастерской И.А. Васильева, расположенной на Екатерининском канале. Золотое шитье на придворных платьях, предназначенных для царской семьи, исполнялось в московском Новодевичьем монастыре. В начале XX в. делами О.Н. Бульбенковой практически руководила ее племянница – Ариадна Константиновна Виллим (1890–1976). Одно время придворные платья также шила известная в начале XX века Надежда Ломанова, но ей, с ее свободолюбивым характером, было не особо интересно заниматься шитьем платьев в соответствии со строгой регламентацией, и вскоре она сосредоточилась исключительно на вечерних платьях.

Источники: 1, 2